Однако реальности рынка изменились: усилился контроль со стороны государства, а крупные площадки сбыта требуют прозрачности. В этой статье мы подробно разберём, что такое белая доставка, какие преимущества она даёт бизнесу и почему сейчас настало время отказаться от карго-импорта. Также мы предложим практический чеклист для перехода на «белый» импорт.

Что такое белая доставка и чем она отличается от карго?

Белая доставка (она же «белый импорт») – это официальный ввоз товара в страну, проводимый «в белую», то есть без каких-либо серых таможенных схем. Все грузы проходят полноценное таможенное оформление, оформляются необходимые декларации, сертификаты и другие документы, уплачиваются таможенные пошлины и НДС. В результате на каждый товар имеется полный пакет легальных документов – таможенная декларация, инвойсы, сертификаты соответствия и пр., что подтверждает законность ввоза.

Карго-доставка, напротив, представляет собой схемы ввоза товаров без полного таможенного оформления. Чаще всего под карго подразумевают нелегальный или «серый» ввоз, когда перевозчик берёт на себя доставку и скрывает товар от полноценной растаможки – либо вообще не декларирует его, либо занижает таможенную стоимость, разбивает партию и т.д. Для импортёра карго выглядит проще (не нужно самим заниматься документами) и дешевле (не платится пошлина и налог в полном объёме). Однако у такой экономии есть обратная сторона: отсутствие легальных документов на товар, риск конфискации груза на границе, нарушение законов и невозможность официально продать товары через крупные каналы сбыта. Подробнее или статья: Белая доставка или карго?

Надёжно, быстро, выгодно. Рассчитайте стоимость доставки с INSAL!

Важно понимать, что карго-схемы не соответствуют требованиям российского законодательства. По сути, предприниматель, работающий через карго, не имеет на руках таможенной декларации на товар, сертификатов и других подтверждающих документов. Это означает, что с точки зрения государства товар ввезён нелегально. В дальнейшем это создаёт серьёзные проблемы: невозможно доказать легальность происхождения товара, сложно вести бухгалтерию и налоговый учёт, товар нельзя официально продавать через маркетплейсы или сеть магазинов, которые требуют документы на продукцию.


Почему бизнесу пора отказаться от карго?

Ещё недавно многие закрывали глаза на риски серого импорта ради экономии. Но в 2024 году ситуация кардинально изменилась. Таможенные органы РФ заметно усилили контроль и начали активно выявлять незаконные поставки. По данным ФТС, количество задержанных карго-грузов в 2024 году выросло на 40%– то есть риск, что нелегальный груз не пройдёт границу, резко возрос. Одновременно крупные онлайн-маркетплейсы ужесточили политику: Wildberries и Ozon с 2024 года требуют документы, подтверждающие официальный ввоз товаров, и без них товарные карточки продавцов блокируются. Проще говоря, теперь продавцу, работающему по серым схемам, практически закрыт путь на крупнейшие торговые площадки.

Не осталось в стороне и государство в целом: усиливается ответственность за нелегальный импорт, вводятся новые правила, стимулирующие легальный ввоз. Санкции за нарушения таможенных правил ужесточаются. Налоговая служба тоже пристально следит за финансовыми операциями компаний: если большая часть выручки обналичивается или уходит зарубеж без официальных контрактов, велика вероятность проверки и блокировки счёта банком по закону 115-ФЗ. Таким образом, продолжая работать по карго-схемам, бизнес ставит под удар свои товары, деньги и репутацию.

Почему карго больше не выгодно:

  • Высокий риск конфискаций и штрафов. Вероятность того, что нелегальный груз будет задержан таможней, постоянно растёт. В случае выявления нарушений товары могут быть изъяты, а на компанию наложены крупные штрафы или даже возбуждены дела об административных и уголовных правонарушениях.
  • Нет доступа к каналам сбыта. Маркетплейсы блокируют товары без документов, а крупные розничные сети (например, Лента, Ашан, Детский мир) откажутся работать с поставщиком, который не может предоставить полный пакет документов на продукцию. Фактически серый импорт закрывает двери в организованную торговлю.
  • Банковские и налоговые риски. Платежи по карго обычно проходят неофициально (наличными, переводами «за услуги» и т.п.), что вызывает подозрения у банков. Согласно закону о противодействии отмыванию доходов (115-ФЗ), банку достаточно заметить сомнительную активность (например, регулярный вывод наличных без видимых затрат на закупку товара) – и счёт компании может быть заморожен. Налоговая служба также отслеживает, если более 70% средств уходит на снятие наличных, и может провести проверку.
  • Отсутствие правовой защиты. При проблемах с грузом (потеря, повреждение, кража) предъявить претензии трудно – ведь официально груз как бы «не ваш». Страхование такого товара либо отсутствует, либо не покрывает ущерб, и добиться компенсации практически нереально. В случае же официального ввоза страхование действует в полную силу.
  • Нарушение репутации и перспектив роста. Современные партнёры и инвесторы все больше внимания уделяют прозрачности бизнеса. Работа «в чёрную» подрывает доверие. К тому же, развивать бренд, продавать товары с гарантией производителя или масштабировать бизнес, опирающийся на нелегальные схемы, крайне сложно. Рано или поздно компания упрётся в ограничения серого рынка.

Учитывая все эти факторы, белая доставка из альтернативы превратилась в необходимость. Ниже мы рассмотрим, как организовать легальный импорт и какие выгоды он даёт.

Белая доставка_что это


Как работает белый импорт: маршруты, таможня, документы

Белая доставка товаров из-за границы – процесс более регламентированный, чем карго, но благодаря развитию сервисов стала гораздо проще, чем многие думают. Обычно цепочка выглядит так:

  • Контракт с поставщиком. Российский покупатель заключает внешний торговый контракт с иностранным поставщиком. В контракте прописываются все условия сделки: описание товара, стоимость, объем, условия оплаты, сроки поставки и ответственность сторон. Поставщик, со своей стороны, должен быть готов предоставить полный пакет документов на товар – коммерческий инвойс, упаковочный лист, сертификаты соответствия (если требуются) и т.д.. Важно убедиться, что партнёр согласен работать по легальной схеме и укажет в документах реальную стоимость груза.
  • Оплата и доставка груза. Покупатель оплачивает товар официально (по безналичному расчёту на счёт поставщика либо через посредника с оформлением всех бумаг). Далее груз отправляется выбранным способом – морем, автотранспортом или авиа. На этом этапе важно правильно оформить транспортные документы (коносамент при морской перевозке, авианакладная при авиа-доставке, CMR при автоперевозке и т.д.).
  • Таможенное оформление (растаможка). Когда груз прибывает на таможню в РФ, подаётся таможенная декларация. Это может сделать сам импортёр (при наличии электронной подписи и навыков работы с программами ФТС) либо таможенный представитель (брокер) от вашего имени. В декларации указываются все сведения о товаре: его код ТН ВЭД, наименование, количество, стоимость, страна происхождения, получатель и т.д. Одновременно предоставляются необходимые сопутствующие документы: контракт, инвойс, упаковочный лист, сертификаты, лицензии – всё, что требуется для данного товара. Таможенные платежи уплачиваются (пошлина, НДС – подробнее о них ниже). Если всё в порядке, таможня выпускает товар. Сегодня процесс во многом цифровизирован: документы подаются в электронном виде, и на оформление обычно уходит несколько дней (2–5 дней).
  • Получение товара и реализация. После выпуска таможней груз перевозится на склад предпринимателя либо на транзитный склад логистической компании, откуда доставляется конечному получателю. С этого момента товар введён в легальный оборот – его можно продавать оптом или в розницу, в том числе на маркетплейсах, предоставляя покупателям все необходимые гарантии. У предпринимателя на руках остаются все закрывающие документы – номер ГТД (грузовой таможенной декларации), счет-фактуры с выделенным НДС, сертификаты и т.п., подтверждающие законность ввоза.

Маршруты белой доставки.

В зависимости от срочности и характера груза бизнес может выбрать разные логистические маршруты. Для доставки товаров из Китая в Россию сегодня популярны три основных пути:

Морские перевозки из Китая

  • Морской путь – контейнером до российского порта. Например, груз может отправиться из порта Нинбо в Китае на корабле до Владивостока или Новороссийска. Во Владивостоке сейчас сосредоточен большой поток импорта: там производится таможенное оформление, после чего контейнер отправляется по железной дороге и автотранспортом до склада получателя. Морская доставка экономична при больших объемах (целый контейнер), но занимает больше времени – обычно около 50–70 дней на полный цикл. Подробнее

Автоперевозки из Китая


  • Автомобильный (сухопутный) путь – фурами через пограничные переходы. Основные маршруты идут через китайско-российские пункты Маньчжурия–Забайкальск или Хэйхэ–Благовещенск на Дальнем Востоке. Груз (сборный или фура целиком) проходит таможню на границе, затем направляется внутрь страны (часто на склад в Санкт-Петербург или Москву) и далее распределяется. Время доставки автоканалом существенно меньше – примерно 25–35 дней, то есть почти вдвое быстрее моря. Это хороший вариант для средних партий и товаров, требующих более быстрой поставки. Подробнее

Авиаперевозки из Китая


  • Авиа-доставка – прямые грузовые рейсы из Китая (например, до аэропорта Шереметьево в Москве) с таможенным оформлением в аэропорту. Самый быстрый способ (около 7–10 дней), но значительно более дорогой. Используется обычно для небольших партий высокоценного товара или образцов. Подробнее
Каждый маршрут сопровождается оформлением одинакового пакета документов на таможне. Выбор зависит от приоритетов бизнеса: срочность, стоимость, габариты груза. Нередко компании комбинируют способы (например, основную массу возят морем, а остро необходимый товар – авиапоставкой).

Документы и требования.

Ключевое отличие белой схемы – наличие полного комплекта документов, подтверждающих легальность ввоза. Перечислим, какие бумаги обычно потребуются для легального импорта:

  • Внешнеторговый контракт с поставщиком (договор купли-продажи товара).
  • Инвойс (invoice) – счёт-фактура от поставщика с указанием стоимости товара, количества, реквизитов продавца и покупателя.
  • Упаковочный лист (packing list) – документ с описанием упаковок, веса и объёма груза.
  • Транспортные документы – коносамент (Bill of Lading) для морского груза, авианакладная (Air Waybill) для авиа или CMR для автоперевозки.
  • Таможенная декларация – оформляется в процессе ввоза, содержит все данные о грузе.
  • Разрешительные документы на товар, если требуются: например, сертификат соответствия или декларация о соответствии требованиям техрегламентов ЕАЭС, санитарно-эпидемиологическое заключение, лицензии на ввоз (для некоторых категорий товаров – например, радиоэлектронные средства, шифровальные устройства, сильнодействующие вещества и т.п.).
  • Документы о происхождении и товарном знаке: сертификат происхождения (для льгот по пошлинам или квотируемых товаров); документы, подтверждающие право использования бренда или торговой марки, если на товаре нанесён зарегистрированный товарный знак. По правилам маркетплейсов, продавец должен иметь право на бренд, иначе товар не допустят к продаже. Если вы импортируете брендовую продукцию, убедитесь, что либо у вас есть согласие правообладателя, либо товар входит в перечень разрешённого параллельного импорта (с 2022 года в России разрешён ввоз ряда брендовых товаров без согласия правообладателей, при условии что они закуплены у официальных дилеров за рубежом).
  • Маркировка «Честный знак» – если товар подпадает под обязательную маркировку (например, одежда, обувь, парфюмерия, электроника и др.), нужно заранее получить и нанести маркировочные коды DataMatrix. При подаче декларации товар уже должен быть промаркирован надлежащим образом, иначе таможня откажет в выпуске и может оштрафовать нарушителя. Маркировка позволяет прослеживать товар и необходима для легальной продажи этих категорий.

На первый взгляд, список требований большой. Но на практике многие задачи решаются при помощи посредников: таможенных брокеров и логистических операторов. Сейчас существуют компании, которые предоставляют услугу импорта «под ключ»: они могут выступить в качестве вашего таможенного представителя или даже импортёра по договору комиссии. Например, популярна схема работы через уполномоченного экономического оператора (УЭО) или по брокерскому контракту, когда фирма-посредник сама ввозит товар «в белую» и продаёт вам уже растаможенный товар с полным комплектом документов. В таком случае предпринимателю не нужно даже открывать валютный счёт – расчёты с зарубежным поставщиком и уплату пошлин берёт на себя посредник. Это упрощает задачу для малого бизнеса, который только переходит на легальный импорт.


Преимущества белой доставки для бизнеса

Официальный импорт несёт предпринимателю целый ряд практических выгод, которые значительно перевешивают ту экономию, что давала серая схема. Рассмотрим ключевые преимущества белой доставки:

  • Полная легальность и спокойствие. Работая в белую, бизнесмен избавляется от постоянного страха проверок. Можно спать спокойно и не думать о визитах ФНС, Роспотребнадзора или блокировке счёта банком по подозрению в сомнительных операциях. Соблюдение закона выводит бизнес из тени, сводит к нулю риски уголовной или административной ответственности. В результате вы строите стабильный бизнес, который не прикроют в одночасье из-за нарушений.
  • Доступ на маркетплейсы и в сети сбыта. Официально ввезённый товар можно свободно продавать через маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и др.) и крупные розничные сети, предъявляя им таможенные декларации и сертификаты. Сейчас без таких документов площадки просто не допускают товар к продаже. Белый импорт открывает дверь к этим каналам, что критически важно для роста продаж. Аналогично, работа с корпоративными клиентами, государственными заказами невозможна, если товар «серый». Легальный статус товара повышает доверие покупателей и партнёров.
  • Минимум рисков, гарантия качества. При белой доставке ваш груз идёт по официальным каналам, обычно в составе контейнера или фуры без перегрузок по пути. Это снижает вероятность боя или утраты товара. Кроме того, легальная схема – единственная, при которой ваш товар полноценно застрахован: если что-то случится в пути, страховая компенсирует убытки (при условии, что вы оформили страховку и ввозили по закону). В случае же карго любые проблемы с грузом остаются на вашей совести, и вернуть деньги практически нереально.
  • Возврат НДС и налоговые вычеты. Возможно, главный финансовый бонус белой схемы – это возможность вернуть уплаченный при ввозе НДС. Импортируя товар официально, компания-плательщик НДС уплачивает, скажем, 20% НДС на таможне, но затем ставит эту сумму к вычету из своего налога. Фактически НДС возвращается обратно, снижая итоговую стоимость товара. Например, при закупке товара на 1 млн руб. уплаченный НДС ~200 тыс. руб. вернётся компании, в результате легальный ввоз может оказаться даже дешевле серого. Более того, все расходы на закупку, логистику, таможню можно официально отнести на затраты и тем самым уменьшить налог на прибыль вашего бизнеса. В серой схеме эти деньги «висят в воздухе» – ни вычесть НДС, ни расходы списать нельзя, поскольку нет документов.
  • Импорт под своим брендом. Только при белом импорте вы можете ввезти товар под собственной торговой маркой и официально заявить её в документахvc.ru. Для брендированных товаров это принципиально: вы сможете продавать товар именно под своим брендом, соблюдать требования по товарным знакам. При сером ввозе никакого статуса у вашего бренда нет, более того, ввоз чужих брендов грозит изъятием за нарушение прав интеллектуальной собственности, если нет разрешения.
  • Отсутствие проблем с документами и проверками. Белый импорт означает, что у вас на руках полный комплект документов на товар. Есть номер таможенной декларации – вы легко докажете происхождение товара налоговой или другим органам. Есть сертификаты соответствия – вы сможете предъявить их по первому требованию того же маркетплейса или Роспотребнадзора, подтвердив качество и безопасность продукции. Наличие всех бумаг избавляет от множества головных болей. Кроме того, после ввоза нужно подать статистическую форму учёта в Росстат/ФТС (для импорта вне ЕАЭС) – и с этим тоже нет проблем, когда товар ввезён официально.
  • Репутация и доверие. Ведение бизнеса открыто повышает вашу деловую репутацию. Клиенты охотнее работают с поставщиком, который предоставляет гарантию производителя, честные документы и не уклоняется от ответственности. Партнёры и инвесторы также ценят прозрачность – «белый» бизнес имеет больше шансов привлечь финансирование, выйти на новые рынки и в целом выглядит солиднее.
Официальный ввоз – единственный способ построить долгосрочный, масштабируемый бизнес. Те, кто первыми перешли на законные рельсы, уже получают конкурентные преимущества.

Конечно, у белой схемы есть и издержки – это и необходимость оплатить пошлины с НДС авансом, и тратиться на сертификацию некоторых товаров, и возможно чуть большие сроки доставки (из-за процедур на таможне). Однако все эти затраты окупаются. Стоит отметить, что разница в стоимости между карго и белой доставкой в последние годы сократилась. Пошлины на многие товары невысоки (5–10%), НДС возвращается, логистика оптимизируется. По оценкам экспертов, белый импорт обходится всего на 20–30% дороже карго в среднем, а в ряде случаев – почти вровень. Более того, для некоторых типов товаров белая доставка уже сейчас дешевле: например, для тяжёлых, объёмных и хрупких грузов, где при карго вы платите за вес брутто и дополнительную жёсткую упаковку, а при официальном ввозе считаете вес нетто и экономите на упаковке. Есть реальные кейсы, когда легальный ввоз снизил расходы: один предприниматель привёз партию кухонных подставок под горячее на 55% дешевле, чем ему предлагали по карго, другой ввёз блоки питания и сэкономил 275 тыс. руб., оформив недорогую декларацию соответствия вместо дорогого сертификата. Таким образом, миф о «дороговизне» белой доставки постепенно развенчивается.


Заключение: «белый» путь как залог развития

Резюмируя, белая доставка сегодня – это не столько сложность, сколько новый стандарт ведения торгового бизнеса. Рынок уже сделал выбор в пользу легальных схем: по некоторым данным, до 70% продавцов на маркетплейсах в 2024–2025 гг. перешли на белый импорт. Время серых схем уходит. Предприниматели, которые не адаптируются и продолжат работать по старинке, рискуют остаться за бортом – их товары будут задерживаться на таможне, их онлайн-магазины будут блокироваться, а счета – замораживаться.

Напротив, бизнес, внедривший белую доставку, получает прозрачность, защиту и возможности для роста. Легальные поставки позволяют уверенно масштабироваться, открывать новые каналы сбыта, не опасаясь, что в любой момент всё накроется из-за проблем с законом. Государство со своей стороны будет и дальше создавать условия для «обеления» импорта – будь то упрощение таможенных процедур, разрешение на параллельный импорт нужных товаров или цифровизация сервисов. Поэтому сейчас – самое время перестроить логистику на белые рельсы.

Для тех, кто только планирует такой переход, важно тщательно подготовиться: изучить требования, подобрать надёжных партнёров (брокеров, перевозчиков), просчитать экономику. В помощь ниже приводим небольшой чеклист, который поможет не упустить ключевые моменты при организации белой доставки.

Бонус: Руководство для перехода на официальную белую доставку - чек лист

Оставьте заявку и менеджер вышлет Вам чек-лист